seminarist: (Default)
[personal profile] seminarist
В романе Михаила Загоскина "Искуситель" два барина заходят от дождя в придорожную харчевню, и видят там, как мужики с чрезвычайным аппетитом пьют полпиво, то есть легкое пиво. Мужики так его нахваливают, что барин, не утерпев, решает попробовать.

- Ну, брат Иван, - сказал один из мужиков, поглаживая свою бороду, - вот полпиво так полпиво! Не браге чета! На-ка, Ваня, посмакуй! - прибавил он, подавая молодому детине жестяной стакан.
Иван хлебнул, зажмурил глаза, облизнулся, потом осушил разом весь стакан, крякнул и, проведя рукой от шеи до пояса, промолвил:
- Спасибо, Кондратьич!.. Ай да пиво!.. Неча сказать, не пожалели хмельку!.. Вот так маслом по сердцу!.. Ну, парень, знатно! Лучше сыченой браги!
- Слышишь, Закамский, - сказал я, - как они расхваливают свое пиво? Неужели оно в самом деле не дурно?
- А вот попробуем, - отвечал Закамский. - Эй, молодец! Бутылку полпива! Вот того самого, что пьют мужички.
Нам подали бутылку. Я налил себе стакан, хлебнул и чуть-чуть не подавился.
- Фуй, какая гадость! - сказал я. - И это пьют люди!
- Да еще похваливают, мой друг. Бедные! Вот следствие ужасного неравенства сословий: мы тешим свой прихотливый вкус шампанским, а этот добрый, рабочий народ должен пить такую мерзость!

В чем тут дело? Действительно ли в то время (середина 19 века) варили такое гадкое пиво, или господа просто не имели случая его пробовать и им не понравилось с непривычки?

Date: 2010-10-12 02:04 am (UTC)
From: [identity profile] observarius.livejournal.com
...а ведь потом просто необходимо написать про "пол-банки".

Date: 2010-10-12 02:04 am (UTC)
From: [identity profile] meshko.livejournal.com
bud light?

Date: 2010-10-12 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] poluzhivago.livejournal.com
Любое пиво, если вдвое разбавить водой, мало кому понравится. Я так понимаю, полпиво - это именно вдвое больше воды при тех же "твердых" ингредиентах.

Date: 2010-10-12 02:27 am (UTC)

Date: 2010-10-12 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Пиво с газировкой? Окститесь, батюшка - это же Николая Палкина времена.

Date: 2010-10-12 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] balalajkin.livejournal.com
Видимо, теплое и без газа.

Шампанские в те суровые времена было тоже не ахти, но все же.

да с непривычки!

Date: 2010-10-12 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Такое только половые с получки пьют.

Re: да с непривычки!

Date: 2010-10-12 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Тогда бы это было хорошее пиво. Вот мне интересно - господа в то время вовсе пива не знали? Но ведь тогда многие бывали и в Германии, и в Англии - а там пивом издревле никто не гнушался.

Date: 2010-10-12 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
А может они решили разыграть этих эээ... баринов?

Date: 2010-10-12 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
То есть не пиво им подали, а помои? :)

Date: 2010-10-12 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
Да, типо того. Я не думаю, что прям такие помои пили. Все ж натуральное было, не такое как сейчас - с консервантами и так далее...

Date: 2010-10-12 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Но ведь и из натуральных продуктов можно умеючи такую гадость сварить - свинья пить не будет.

Date: 2010-10-12 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
Согласен, но тем не менее. Вон, в последнем комментарии пишут - "полпиво" - кто нынче помнит об этом прекрасном, легком напитке?

Date: 2010-10-12 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] vladimirpotapov.livejournal.com
Пиво ли это в нашем понимании? Пусть там и упоминается хмель. Какую-нибудь просяную бузу в исторических книгах тоже называют пивом, но то, что пили египтяне, равно как былинные пиво и мед, и современное пиво – разные напитки по рецептуре, технологии, органолептике.
Приучить русского выпивающего к "европейскому" типу пива должны были именно немцы с англичанами, и тогда 1838 год, которым датирован роман, – это еще рано. По-моим представлениям, "баварское" пиво становится популярным в 70–80-х с распространением пивных и портерных. Самое раннее – в 60-х, "после эмансипации". А в пушкинские времена пиво должны завозить из Англии, это часть господского стола, как остендские устрицы. Вот господа и удивлены, что им подали нечто не соответствующее ожиданиям.

Date: 2010-10-12 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
Кстати, очень вероятно. Деревенское пиво было обычно пивом типа элей, но слабее. А вдобавок полпиво же получали разведением уже готового пива наполовину водой; ведь бурда же...

Date: 2010-10-12 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
...или, как ниже пишут, производили вторичный промыв солода. Так или иначе - это вряд ли вкусно...

Date: 2010-10-12 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] wolk-off.livejournal.com
Я, например, этим февралём в Южном Китае специально попробовал очень местное пиво. Мне даже официянт извиняющимся тоном сказал в виде предупреждения: "бат ит ись вери локаль!" На вкус - именно что слегка газированная вода с лёгким запахом солода, но ОЧЕНЬ кислая. Правда, в сочетании с обжареными в масле зелёными стрючками "рогатых бобов" - вполне пьётся.

Date: 2010-10-12 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] vladimirpotapov.livejournal.com
В детстве я даже пробовал деревенское пиво. Это была, как я теперь понимаю, бражка.

Date: 2010-10-12 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] phd-paul-lector.livejournal.com
Думаю, и то, и другое. Слабенькое пиво - не слишком вкусно. Пил я тут недавно новое "Дабл Зеро" от Кирина (0% алкоголя, 0 калорий) - помои...

Странно только, что мужик хвалил, что-де хмеля не пожалели.

И в целом прав анекдот:

На международной конференции пивоваров после заседания коллеги-конкуренты пошли в пивной бар. Подходит официант, принимает заказ. Первым заказывает представитель американского «Бадвайзера»:
– Я хочу напиток, впитавший дух американской свободы и демократии, напиток ковбоев, пионеров, фермеров, бизнесменов и политиков, напиток, достойный звёздно-американского флага величайшей страны мира – «Бадвайзер!»
Вторым заказывает мексиканец:
– А мне принесите напиток, впитавший всё солнце Мексики, всю щедрость пампы, всё мужество гаучо, крепость пеонов, – короче, мне «Корону».
Третьим вступает представитель «Гиннеса»:
– А мне содовую воду.
Все смотрят на него с некоторым удивлением: ждали, что он тоже будет нахваливать свою продукцию. Человек из «Гиннеса» с улыбкой объясняет официанту:
– Ну, раз джентльмены не хотят ПИВА...

Обнаружил на просторах

Date: 2010-10-12 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] rdp4v.livejournal.com
Для обозначения самого слабого пива существует термин petite bière, которому соответствует русское "полпиво", употреблявшееся в России до Первой мировой войны, и английское small beer или penny ale - самое слабое, грошовое пиво, которое в средневековье варили из продукта вторичного промывания солода (для полного пива использовали затор из первого промывания солода).

Re: Обнаружил на просторах

Date: 2010-10-12 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Ну да - small beer это был практически забродивший квасок. Но тут ведь говорят, что "хмеля не пожалели". Что меня смущает - пиво ведь было крестьянским напитком, по праздникам мужики его сами варили, кому бы и разбираться в нем, как не мужикам. А они хвалят.

Re: Обнаружил на просторах

Date: 2010-10-12 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] rdp4v.livejournal.com
Нет ничего проще. Здесь имеется в виду именно хмель, а не алкоголь. Хмель придает специфическую пивную горечь и аромат.
Вот почему народ балдеет от чувашского пива домашнего, нравится оно практически всем.
From: [identity profile] rdp4v.livejournal.com
Что же касается потребления пива вполне достаточными слоями, то оно таки было и не только было, но и процветало. Если мы возьмем Георги с его таможенной статистикой Петербурга в 18 веке (вторая половина), то привоз пива был весьма не мал и стоимость его была совсем не такая копеечная.
Народ пил самопальное пиво, а привозное в бочках и даже в бутылках попадало не бедному люду. Портер, к примеру,в Казани стоил на рубеже 19-20 веков рубль+ за бутылку импортированную. Явно не беднота хлестала.
Потом со временем появилось промышленное производство (я имею в виду большие заводы, а просто пиво на продажу варили даже в Казани в 1560-х, мало того одним из пивоваров был татарин).
Пиво, технология пивоварения в старые времена, особенно в Казанском крае, история в подробностях казанских пивоваренных заводов лежит сырой у дедушки в закромах. Бог даст, выдам.
История казанских безалкогольных напитков тоже занимательная: Юнги, Денике, Грахе и прочие.
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
То есть, они ожидали что-то вроде английского пива, а получили слабый забродивший квас, приправленный для вкусу хмелем. Понятно.

Date: 2010-10-12 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] zloy-alex.livejournal.com
Екатерина посылала Петру в командировку:
"1714 г. Посылаю к вашей милости полпива и эльбиру несколько дюжин, также и огурчиков свежепросольных. Дай Боже, вам батюшка, кушать на здоровье.

В 1715. Посылаю к вашей милости венгерского вина и полпива несколько бутылок, також винные ягоды и дын из нашего огорода. Дай Боже вам и тем, кто вам верно служит, кушать на здоровье!"
Примечания у Валишевского.

Может, неравенство сословий сказывается не в видах напитков, а в производителе?

Салтыков-Щедрин, например, вспоминает о Москве: "множество полпивных ("полпиво" -- кто нынче помнит об этом прекрасном, легком напитке?)"

Date: 2010-10-12 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
А не мог Щедрин, по обыкновению, иронизировать?

Date: 2010-10-12 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] zloy-alex.livejournal.com
Контекст там, конечно, еще тот, но не думаю. Если бы в характеристике не было слова "легком" - то, скорее всего. А так - вряд ли. К словечку этому, вроде, никак иронию не пришьешь?

Date: 2010-10-12 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Ну, такое, мол, легкое, что от воды не отличишь. Как в квартире, где изо всех щелей дует, хвалят вентиляцию.

Date: 2010-10-12 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] zloy-alex.livejournal.com
Не вижу такой коннотациии именно в "легком", но это уже, конечно, личностная оценка. Черт его знает.

Date: 2010-10-12 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] ecreet.livejournal.com
Дын? Из огорода? В 1715? Disbelieve.

Date: 2010-10-12 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] schanner.livejournal.com
вот это смешная фраза очень: "Фуй, какая гадость! - сказал я. - И это пьют люди!"

Date: 2010-10-12 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
надо сказать, что слово "люди" в те времена имело совершенно определенную коннотацию - "простонародье", "мужики", "крестьяне" и т.п.

То же самое со словом "человек" - синоним "прислуга".

Так что горьковское "человек - это звучит гордо" имеет несколько другой смысл, чем нам рассказывали на уроках литературы.

Date: 2010-10-12 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Я думаю, что в этой фразе "люди" имели как раз наш, обычный смысл. Мужики ведь не были, строго говоря, людьми (прислугой или крепостными) этих господ.

Date: 2010-10-12 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
Есть такая хорошая книжка - "Что нам непонятно у классиков 19 века", о русской литературе.
Там много интересного, очень рекомендую.
http://krotov.info/lib_sec/21_f/fed/osyuk_00.htm
Так вот, "люди" - это как бы видовое название.
Мужики были крестьянами, простонародьем, то есть именно "люди". Не случайно в следующей строке говорится о сословном неравенстве.

Date: 2010-10-12 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Люди, человек означало мужиков, когда упоминалась принадлежность (человек графа Шереметева, мои люди), или когда их звали (эй, человек!). Просто крестьяне или слуги, неизвестно чьи, когда речь шла не об их принадлежности или службе, не назывались людьми вне такого контекста, насколько я знаю по литературе того времени. Здесь ведь он удивляется не тому, что такую бурду пьют крепостные мужики (а кому же ее пить, господам?), а тому, что ее пьют люди, человеческие существа.

Date: 2010-10-12 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] bahamut-juice.livejournal.com
http://kare-l.livejournal.com/183261.html

Date: 2010-10-12 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] greenbat.livejournal.com
C непривычки, я думаю. Мои знакомые американцы на квас смотрели с ужасом, например.

Date: 2010-10-12 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] e-smirnov.livejournal.com
присоединяюсь к версиям о:
- пониженной плотности сусла;
- непривычности барской к такому напитку

и добавлю, что в середине 19 века пиво было, скорее всего, теплое, мутное и верховое )

Date: 2010-10-12 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] n0way.livejournal.com
Комментаторы выше слишком усложняют имхо.
Вот я недавно увидел вот такую дивную рекламу Johnnie Walker. Впечатлился, как они рахваливают своё виски, и решил попробовать, неужели и в самом деле не дурно?



Ну и что я могу сказать - гадость редкостная, меня чуть не вытошнило, как вы это пьёте вообще? Бедные!

Date: 2010-10-12 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Ну это потому, что вы виски обычно не пьете. Так вот и вопрос был - точно ли барин того времени был незнаком с пивом, или знаком, но крестьяне пили плохое.

February 2023

S M T W T F S
   1234
567 89 1011
121314 1516 17 18
1920 2122 2324 25
26 2728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 17th, 2025 12:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios