seminarist: (Default)
[personal profile] seminarist
По многим вопросам я не имею мнения: я не могу себе его позволить. Нет, не в том смысле, чтобы "колебаться с генеральной линией", а "своего мнения я не одобряю и не поддерживаю". У меня его просто нет, и вот почему.

Мнение взрослого человека, учившегося некогда даже в университете, согласитесь, не должно формироваться с кондачка. Не унизительно ли было бы отстаивать позицию, опрометчиво принятую только потому, что "мне так кажется" или "у нас в деревне все так считают"? Настоящее, хорошо сработанное мнение культурного человека требует, по крайней мере, основательного изучения вопроса. Недостаточно, допустим, прочесть одну книжку - это значит, у вас будет не свое мнение, а заемное, от автора книжки. Найдя в двух или трех книжках противоречия, их надо для себя разъяснить. И т.д. Это стоит немалого труда, времени, а то и денег. Среди "проклятых вопросов" современности, за которые лихо рубится в ЖЖ русская интеллигенция, есть весьма запутанные, включающие в себя одновременно и политическую экономию, и историю, и биологию, и каноническое право, и нравственную философию. Все это по обсуждаемому вопросу неплохо бы знать. Иное мнение в человеко-часах стоит, как автомобиль.

Стали бы вы собирать коллекцию марочного бордо, если не любите вина? Кто, кроме идиота, купит себе горнолыжное снаряжение хай-энд, не собираясь кататься на лыжах? Вот и я так думаю: нет у меня мнения по вопросу Х, Y или Z, а если бы было, что бы я с ним делал? Икс меня не касается, никто никогда не призовет меня судить Игрека, Зета я не видел и не увижу. Зачем я стану делать себе о них мнения? Я лучше так посижу.

Date: 2011-05-28 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] n-da.livejournal.com
Насчет автомобиля - верно.

Мой, например, автомобиль, еще не приобретенный, уже морально устареть успел.

Date: 2011-05-28 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] wombatik.livejournal.com
Помнится, в детстве я очень уважала фразу Молчалина "В мои года не должно сметь свое суждение иметь". Применяла к себе и подписывалась. Ну, и мало кому рассказывала, натурально.

Date: 2011-05-28 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ars-longa.livejournal.com
Я в детстве такая умная не была, хотя Чацкий меня злил недеццки и Софью я где-то даже понимала - после пяти минут такого мозговыноса Молчалин как приятный охлаждающий компресс на больную голову. Да, о чем это я?

Поумнела с возрастом. Теперь я эту фразу тоже уважаю. Ну и года, соответственно, поспели до состояния когда уже по чуть-чуть можно. Если осторожно.
Edited Date: 2011-05-28 08:34 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-05-28 11:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-28 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
Правильное у тебя, однако, мнение.

Date: 2011-05-28 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Золотые слова.

Date: 2011-05-29 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Хе-хе, там вот ниже товарищ дал ссылку на запись трехлетней давности на ту же тему - комментарий почти слово в слово :)

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] platonicus.livejournal.com - Date: 2011-06-01 10:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-28 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] iime.livejournal.com
"так посижу" бывает и когда начинают обсуждать вещи, в которых человек разбирается хорошо - почитает он, как японские микрозиверты какие-нибудь разъясняют, плюнет и всех переубеждать не станет, потому что опыт уже есть.

Date: 2011-05-28 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lo-stregone.livejournal.com
Аминь и вмемориз :)

Date: 2011-05-28 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a7sharp9.livejournal.com
Hear, hear.

Date: 2011-05-28 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] clear-text.livejournal.com
Конечно, правильно. Недаром социологи считают, что самые умные и ответственные люди пишут "затрудняюсь ответить".
Но тут важно не переборщить.
Помню, однажды человек пять били одного, довольно сильно. Типа ногами и предметами.
Я пригласил прохожих парней подсобить. Типа отнять у них мужика, а то совсем забьют, а мы вот видели, и как бы на нас грех.
Но прохожие сказали: "но мы ведь не знаем, за что они его бьют? может, он бандит, который убил их отцов и обесчестил сестер, и вот сейчас свершается акт великого и справедливого возмездия, а мы будем проявлять усердие не по разуму?.."

Date: 2011-05-29 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Вы считаете что сия поучительнейшая история имеет отношение к составлению собственного мнения по каким-то вопросам?

(no subject)

From: [identity profile] the-boris.livejournal.com - Date: 2011-05-29 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2011-05-29 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2011-05-29 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-30 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2011-05-29 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-29 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2011-05-29 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] clear-text.livejournal.com - Date: 2011-05-30 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2011-05-30 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] areksi.livejournal.com - Date: 2012-03-22 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2011-05-29 04:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-radist.livejournal.com - Date: 2014-09-22 08:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ok-66.livejournal.com - Date: 2011-05-29 04:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-05-28 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-k.livejournal.com
Разумно.
Как раз недавно подумал: вот, например, я ничего не смыслю в стрелковом оружии. Для того, чтобы начать что-то смыслить, мне надо затратить денежно-временной эквивалент двух отпусков. И чего ради? Чтобы получать оплеухи от всех, кто считает себя более компетентным в данном вопросе? Нет уж, я лучше в отпуск съезжу. И еще раз съезжу.

Date: 2011-05-28 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] poluzhivago.livejournal.com
Поспешность в вынесении необоснованных суждений, конечно, не самое лучшее человеческое качество. Но и неумение достаточно быстро и эффективно составить свое мнение о том или ином предмете, принять правильное решение, обосновать свою позицию тоже не говорит о большом уме. Одно дело какие-то сложные материи, которые требуют специализированных знаний и неслольких, возможно, лет изучения/обучения - тут спору нет, как судить о марках элитных вин, не будучи сомелье. Но совсем другое дело, если взрослый человек не имеет мнения о вполне умопостигаемых вещах, в том числе и о тех, за которые "рубится" интеллигенция - там дело скорее не в сложности вопроса, а в выборе позиции. Человеку на то голова и дана, чтоб он туда не только ел, а время от времени делал обобщения и выводы, в том числе и в условиях неполной информации. А то так и будет до пенсии хвататься за крышку кипящей кастрюли и с удивлением восклицать: "Ну, надо же, опять обжегся, никак не пойму, с чего бы это!"

Date: 2011-05-28 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nevelichko.livejournal.com
А мне подобная рассудительность чужда. Мнения имел и имею практически по всем поводам. Как и большинство человеков. Хозяин журнала - в очевидном меньшинстве (если не лукавит). О чем и написал, собственно.

Другое дело, что я знаю цену своим мнениям. Какие из них ни на чем (кроме идиосинкразий) не основаны. Какие противоречат другим, моим же. Какие фундаментальны для моего представления о мире. Какие проверяемы опытом или научной теорией. Очень немногие из них стоят того, чтобы высказывать их всерьез и публично. И уж совсем редкие - того, чтобы спорить с кем-либо о них в интернете.

Date: 2011-05-28 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] meshko.livejournal.com
Нужно уметь находить хороших экспертов и доверять их мнению. Типа бюджентый вариант.

Date: 2011-05-29 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] the-boris.livejournal.com
Боюсь, что это как скидка в 10%  от миллиона. Вроде бы дешевле, но все равно не по деньгам.

Date: 2011-05-28 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
...вот такое моё мнение.

Date: 2011-05-29 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Да! И я буду защищать его до последней капли крови!

Date: 2011-05-28 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] karakal.livejournal.com
Вы хорошо сформулировали.
Я все время с большим подозрением отношусь к людям, у которых по всякому поводу есть "свое мнение".
Ну, то есть, не столько к людям, сколько к мнению. К людям тоже, впрочем.

Воздержание от суждения.

Date: 2011-05-28 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] argrig.livejournal.com
http://seminarist.livejournal.com/390988.html

Да, было такое дело с товарищем семинаристом (он же - студент холодных вод), об этом ещё в журнале Юность писали.

Ну, по-врачебному, правильно, надо знать свои пределы. Нота высокая, но если спеть - к лицу пойдёт. (Тем паче, что сейчас век профессионалов; древнегреческий дилетантизм ушёл. Хотя у Аристотеля ещё мнение было обо всём - от бытия до тропосферы.)

Меня досадует сильнее, когда у людей друг о друге мнение складывается быстро. Почти все мои знакомые что-то друг о друге думают, и что-то всегда оценочное, остренькое.

В отвлечённых областях - пусть думают. Копеечные мнения в быту - не порок. А вот что недоброжелательность на этих мнениях растёт - вот это утомительно.

Date: 2011-05-28 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com
вообще-то это очевидная штука, нет? хотя да [прикинув примеры из жизни], достаточно людей, ничего не знающих, напр., в моей области, но без тени сомнения пытающихся меня же учить...

с др. стороны: узкий специалист, как известно, подобен флюсу

Date: 2011-05-29 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] lageos.livejournal.com
А какая ваша область?

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-05-29 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lageos.livejournal.com - Date: 2011-05-29 12:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-05-29 03:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lageos.livejournal.com - Date: 2011-05-29 03:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com - Date: 2011-05-29 03:58 am (UTC) - Expand

Date: 2011-05-29 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] olelookoyeah.livejournal.com
Мнение - это когда что-либо мнится, кажется с лёгким сомнительным оттенком.
Знание - видим, сознаём, знаем чётко, без сомнения, представляем в полной ясности.
Иногда в нашей работе, коллега, эти два путаются, пересекаются, бьются, уступают...

Date: 2011-05-29 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] clear-text.livejournal.com
не только в Вашей.
Doxa - по-гречески "мнение".
Orthodoxia. То есть правоверие, православие.

Date: 2011-05-29 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] alexlotov.livejournal.com

. Вне мира - тот же мир. Откуда и следует простой критерий истины:


Далее рассуждения столь же просты, логичны и понятны. В духе .

Ну, в общем, наверное...

Date: 2011-05-29 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Но не всякая "одна книжка" побуждает читателя присоединиться к мнению автора. Иную читаешь и понимаешь: хрен его знает, как там все устроено, но точно не так, как тут написано.

В связи с этим мне все время кажется, что есть какие-то универсальные методы экспресс-оценки надежности источника. Типа вот надо мне быстро составить мнение по некоторому вопросу, о котором я до сих пор знал только, что он существует. Вот я набрал ворох источников. Как быстро узнать, какие из них стоит хотя бы проштудировать, а какие можно сразу откинуть?

Date: 2011-05-30 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] ptushnik.livejournal.com
Любопытно, что большинство комментаторов высказали мнения в поддержку идеи автора, что своего скоропалительного мнения высказывать не стоит, а на взвешенное мнение ресурсов обычно жалко.
Видимо, все на эту тему и раньше думали, так что ресурсы всё равно уже потрачены, теперь можно и высказаться, чтобы хоть часть затрат отбить.

Date: 2011-06-02 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] damir-tote.blogspot.com (from livejournal.com)
лучше вообще этим голову не забивать

Date: 2012-03-22 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Я правильно понимаю, Учитель, что Ваше мнение сводится к тому, что если уж заниматься горными лыжами, то только на самом лучшем оборудовании?

February 2023

S M T W T F S
   1234
567 89 1011
121314 1516 17 18
1920 2122 2324 25
26 2728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 26th, 2025 01:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios