seminarist: (Default)
[personal profile] seminarist
Сколько можно толковать и перетолковывать эту фразу, сказанную Самуэлем Джонсоном (а не Львом Толстым, Бенджамином Франклином, Марксом, Гайдаром или кем ещё)?

Вот - раз навсегда - оригинальный контекст из воспоминаний Бозвелла "Жизнь Самуэля Джонсона". Год 1775.

Friday, April 7, I dined with him at a Tavern, with a numerous company. <В числе собеседников Джонсона упоминаются Боклерк, сэр Джошуа Рейнольдс, Лэнгтон и Гиббон. Описываются застольные разговоры великого критика a propos того и сего, как то: книги о путешествиях по Испании, Аддисона, Оссиана, ирландского и гэльского языков, диких зверей, волков и медведей>.

Patriotism having become one of our topicks, Johnson suddenly uttered, in a strong determined tone, an apophthegm, at which many will start: 'Patriotism is the last refuge of a scoundrel.' But let it be considered, that he did not mean a real and generous love of our country, but that pretended patriotism which so many, in all ages and countries, have made a cloak for self-interest. I maintained, that certainly all patriots were not scoundrels. Being urged, (not by Johnson,) to name one exception, I mentioned an eminent person, whom we all greatly admired. Johnson: "Sir, I do not say he is not honest; but we have no reason to conclude from his political conduct that he is honest. Were he to accept of a place from this ministry, he would lose that character of firmness that he has, and he might be turned out of his place in a year. This ministry is neither stable, nor grateful to their friends, as Sir Robert Walpole was, so that he may think it more for his interest to take his chance of his party coming in."

В пятницу, 7 апреля, мы с ним обедали в Таверне, в большой компании. <...> Когда мы заговорили о патриотизме, Джонсон вдруг произнес, громко и убежденно, афоризм, который многих поразит: "Патриотизм есть последнее прибежище негодяя." Но следует принять во внимание, что он имел в виду не подлинную, великодушную любовь к нашей стране, а тот притворный патриотизм, которым столь многие, во все века и во всех странах, прикрывали своекорыстие. Я утверждал, что, конечно, не все патриоты были негодяи. Будучи спрошен (не Джонсоном), могу ли я назвать одно исключение, я упомянул славного мужа, которым мы все восхищались. Джонсон: "Сэр, я не говорю, что он нечестен; но мы не имеем оснований признать его честным из его политических действий. Если бы он принял пост в нынешнем правительстве, то потерял бы свою репутацию человека несгибаемого, а через год мог быть уволен и с поста. Это правительство не отличается ни устойчивостью, ни признательностью к своим сторонникам, как сэр Роберт Уолпол, и он, может быть, думает, что в его интересах подождать, не придет ли к власти его партия"

Что сказал Джонсон? Что патриотизм есть последнее прибежище негодяев. И только. Примечательно, что Бозвеллу, который, как никак, присутствовал там лично, и в голову не приходит увидеть в этой фразе хвалу истинному патриотизму - он только заботится, как бы в ней не увидели хулу, и спешит оговориться, что речь шла о патриотизме ложном. Из этого можно догадаться, каким тоном говорил Джонсон. Простодушный Бозвелл тут же - первым из многих тысяч - попался в ловушку джонсонова афоризма, и принялся горячо доказывать, что не все патриоты - негодяи (а Джонсон и не говорил, что все.) Его тут же попросили назвать хоть одного (из этого не обязательно следует, что присутствующие все презирали патриотов. Возможно, они просто желали подзадорить разгорячившегося Бозвелла.) Он вспомнил знаменитого политика, Джонсон заговорил о его честности (безотносительно к патриотизму) и разговор ушел в сторону. Как оно обычно и бывает.

Из фразы "Казанский вокзал есть любимое прибежище карманников" не следует, что всякий, кто едет на Казанский вокзал - карманник, или что Казанский вокзал обладает целительным, благотворным действием на карманников, делая из них полезных членов общества. Она вообще описывает не столько вокзал, сколько привычки карманников. Единственное, что можно из нее заключить о Казанском вокзале - что находясь там, следует беречь кошелек. Примерно так же можно толковать и афоризм Джонсона.

Беда в том, что громадное большинство людей, прочитав простое предложение из пяти слов, не желают вникать в логические и грамматические связи между этими словами. Они видят то, что в глаза бросается: "патриотизм, последний, негодяй" - и соединяют эти обрывочные понятия по своему усмотрению.

Date: 2007-08-26 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
а почему ПОСЛЕДНЕЕ?

Date: 2007-08-26 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Ну, это когда было... Сейчас всё по-другому.

Date: 2007-08-26 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
Т.е. выбор у негодяев обогатился?

Date: 2007-08-26 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Гораздо интересней. мне кажется, понять, а почему это вообще важно. Ну, сказал и сказал. Люди разное говорят. Чай, не Священное Писание, чтоб из-за мельчайших деталей толкования войны устраивать. Но почему-то кажется, что если удастся интерпретировать эффектное высказывание в желательном духе, это чего-то докажет и чего-то подкрепит. Вот это мне на самом деле непонятно.

Date: 2007-08-26 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Для англичан Джонсон - Белинский и Даль. К нам эту фразу принес Лев Толстой - тоже не последний человек в русской культуре. Трудно обойти вниманием.

Date: 2007-08-26 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Да, конечно. Всегда важно знать, как было на самом деле. Но меня все равно не перестает изумлять распространенное убеждение, что ссылка пусть даже и на наипервейших людей в культуре может что бы то ни было доказывать. Разумеется, к Вашему посту это замечание никакого отношения не имеет. Просто - музыкой навеяло. Мы, видимо, читали одни и те же записи на эту тему...

Date: 2007-08-26 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Да, это раздражает. В споре говорят: "А вот Вольтер сказал: все блондинки - дуры" как будто это хоть что-нибудь доказывает, кроме того, что Вольтер не любил блондинок.

Date: 2007-08-26 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Соврешенно верно. Я именно об этом, и только об этом.

Date: 2007-08-26 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
не факт. он где-нибудь говорил, что не любит дур?

Date: 2007-08-26 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Логично :)

Date: 2007-08-27 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Кажется, сообразил. Дело не только в наипервейших людях в культуре. Если бы это сказал Шекспир и повторил Пушкин - да. Но Джонсон в Англии и Толстой у нас имеют ещё и моральный авторитет. Как и Бен Франклин в Америке (не оттого ли и ему приписывают?)

Date: 2007-08-26 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
интересный вопрос.
тут у меня проскочила локально интересная фраза:
http://poruchik-sr.livejournal.com/634540.html
и я получил очень интересный ответ:
http://poruchik-sr.livejournal.com/634779.html

но кого это интересует...

Date: 2007-08-26 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
И фраза действительно замечательная, и ответ по существу.

Date: 2007-08-26 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
спасибо

Date: 2007-08-26 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] dp.livejournal.com
Да, в который раз уже уф:
http://avva.livejournal.com/404743.html

Date: 2007-08-26 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] hellsigel.livejournal.com
Если не ошибаюсь, тому же Джонсону принадлежит фраза: "Патриотизм, это когда каждый шаг в жизни сверяется с любовью к Родине". Могу наврать в дословности, давно читал, но смысл таков.

Date: 2007-08-26 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] signamax.livejournal.com
откликнулся

Date: 2007-08-26 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ayktm.livejournal.com
все так всегда и понимали
кто не scoundrel

Date: 2007-08-26 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
а может негодяй быть не подлецом?

Date: 2007-08-26 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Разумеется, может. Даже специально говорят - благородный негодяй. Вроде какого-нибудь Рошфора.

Date: 2007-08-26 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Я тоже про сыр подумал, специально проверил - нет, Рошфор - это чувак, который с д'Артаньяном не ладил.

Date: 2007-08-26 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
блаженный, видимо. как можно не ладить с выдуманным персонажем.

Date: 2007-08-26 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bravo7.livejournal.com
Нет, потому что синоним.

Date: 2007-08-26 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
нет это не синонимы

Date: 2007-08-26 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] bravo7.livejournal.com
Словари объясняют один через другой. Я им верю, я доверчив.

Date: 2007-08-26 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Если он, допустим, честный негодяй. Откровенный и обязательный. Скажет: убью! И убьет. Скажет: пойду, обездолю вдову и сироту! И обездолит.

Date: 2007-08-27 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
а ведь верно

Date: 2007-08-26 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] shkrobius.livejournal.com
It is ironic that out of many Johnson's writings on patriotism, it is this saying of doubtful provenance that has survived in the public mind. My own picking would be this one: He is no lover of his country, that unnecessarily disturbs its peace. Few errours and few faults of government, can justify an appeal to the rabble. http://www.samueljohnson.com/thepatriot.html

Yes, that's life for you, fair and square.

Date: 2007-08-26 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
You publish a learned discourse, and no one takes notice.
You make a drunken quip in a tavern, and it is remembered through the ages.

Date: 2007-09-02 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] vlad-ab.livejournal.com
Пояснения Босвелла ничем не отличаются от комментариев к Аверченко постом выше. Вместо того, чтобы разговорить Джонсона, он дополняет его собственными домыслами, что имел в виду Джонсон - откуда это известно Босвеллу, непонятно. Мне приходилось встречать современные американские интерпретации фразы - в том смысле, что, мол, патриотизм - последнее ОПРАВДАНИЕ негодяя, то есть если негодяй, но все же патриот, то уже не негодяй. Но это как раз негодяйское толкование. Афоризм Джонсона совершенно однозначен. И то, как измызгали это слово и в США, и в России, и какая рвань собралась под знамена патриотизма и там и там, подтвержает именно этот, вполне очевидный смысл. Напомню кстати фразу Поупа, сказанную несколько раньше Джонсона: Patriot is a fool in every age. Ну и Уайльд, конечно: Patriotism is the virtue of the vicious. Объективности ради надо привести и ссылку на Джонсона, где слова "патриот" и "патриотизм" употребляются в позитивном смысле.
http://www.samueljohnson.com/thepatriot.html
А это - как раз то самое затейливое толкование.
http://www.samueljohnson.com/qotw02q2.html#0630

Date: 2007-09-02 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] vlad-ab.livejournal.com
ooops, pardon
ссылка на "Патриот" уже была выше

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 2nd, 2026 09:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios