seminarist: (Default)
[personal profile] seminarist
В шестой книге “Диалогов о чудесах”, посвященной добродетели простоты, Цезарий Гейстербахский помещает жизнеописание Энсфрида, декана (настоятеля) кельнской церкви Св. Андрея, прославленного делами милосердия. При церкви была школа, где учился, среди прочих, и сам Цезарий. Поэтому рассказ его является смесью двух жанров: проповедник повествует о деяниях святого, которым был свидетелем - и бывший студент рассказывает анекдоты о чудачествах профессора. Энсфрид делал добро и помогал бедным всю жизнь с самозабвенным азартом. Из повествования Цезария хорошо видно, как тяжело бывает с таким человеком окружающим. Описанные события происходили во второй половине 12 века в Кельне, который тогда уже был богатым имперским городом с князем-архиепископом и множеством величественных романских церквей ( все упомянутые в рассказе церкви можно видеть и сейчас).

“(Когда он еще служил приходским священником в Зигбурге), так как в доме его кормились многие школьники, а был он голубиной простоты, в то время, как поспели вишни, сказал он своему келарю: Позволь, добрый человек, мальчикам влезать на деревья, и пусть они едят вишни сколько хотят и сколько смогут, а другой еды им можно не давать, ибо вишни они любят больше всего. И сказал он это не от какой-либо скупости, а от великой доброты своего сердца. Несколько дней так и делалось, и мальчики, как таковые, были очень рады этому позволению, пока келарь не сказал ему: поистине, господин, если мальчики не получат другой какой-нибудь пищи, вскоре заболеют. И тут же он согласился.

После этого сделался он в Кельне в церкви Св. Андрея каноником, а в недолгое время, по заслугам своим, был возведен в достоинство Декана… В приходе Св. Павла, прилегавшем к церкви Св. Андрея, не было нищей вдовицы, чьего жилища ( чьих ларов, элегантно выражается Цезарий - ВЕ) он бы не знал, и которую бы не посещал своей милостыней. Столько хлеба с его стола раздавалось у дверей просящим милостыню, столько денег из рук его посылалось в сокровищницу Христову, то есть в руки нищих, что многие, кто знал его годовой доход, тому удивлялись. Был у него родственник по имени Фридрих, той же церкви каноник, по должности келарь. Ему часто приходилось спорить с дядей о его необдуманной щедрости, а тот, напротив, упрекал его в чрезмерной скупости. Так как были у них общие расходы, и оттого Фридрих весьма страдал, ибо что только Декан мог утащить, всё втайне раздавал нищим. Однажды этот Фридрих по своей должности державший множество жирных свиней, зарезал их, наделал окороков и в кухне развесил, в запас на будущее время. На эти окорока Декан часто заглядывался и весьма они его огорчали, ибо ни одного он не мог у племянника выпросить и даже не осмеливался; тогда измыслил он обман святой, обман благочестивый, обман, достойнейший памяти. Когда он видел, что в кухне никого нет, сам тайно туда входил, нередко отсылая слуг под разными предлогами, влезал наверх по лестнице, и с той части окорока, которая смотрела к стене, срезывал всё до самой середины, переднюю же часть оставлял целой, чтобы от других надрезы оставались скрыты. Так поступал он много дней, а мясо раздавал вдовам, голодным и сиротам. Что много говорить? Воровство вскоре узналось, вора стали искать и тут же нашли. Неистовствует клирик, молчит Декан, и когда тот стал жаловаться, что потерял он пребенду братьев-каноников и жалованье за целый год, муж святой, как мог, попытался словами утишить его гнев: добрый мой племянник, лучше, чтобы ты некоторый урон потерпел, чем чтобы бедные от голоду умирали. А тебе воздаст Господь. Усмиренный этими словами, он замолк.

В другой раз шел он к церкви Св. Гереона, думаю, в праздник этого мученика, и преследовал его с криками назойливый нищий. Не имея, чего ему дать, приказал школяру, шедшему за ними, пройти немного вперед. Отойдя же в тот угол возле церкви Пресвятой Богородицы, где Епископы по обычаю в Вербное Воскресенье подают народу прощение грехов, так как другой одежды снять с себя не мог, под взглядом нищего развязал на себе штаны и позволил им упасть на землю. Тот же их поднял и, радостный, удалился. Эту свою добродетель муж святой хотел было скрыть, но по соизволению Божию вышло так, что поставлена она была на свещнице, чтобы и потомкам была в пример. Вернувшись от Св. Гереона, он сел перед горящими углями, но плаща, как обычно делается, не поднял, чтобы согреться. Сказал ему упомянутый Фридрих: поднимите свой плащ и погрейтесь. Ибо он замерз и был уже старик. Когда же он ответил: не нужно, тот добавил: сдается мне, что нет на вас штанов! - судив об этом по тому, как Декан покраснел. Тогда он признался, сказав, что они с него сами упали, умолчав о добродетели. Над этими словами клирик посмеялся, и через него история стала всем известна. НОВИЦИЙ: О таком не читаем даже в деяниях Св. Мартина. Больше сделал тот, кто отдал штаны, чем кто разделил плащ. (…) МОНАХ: Одежду свою нищим раздавал почти без разбора, а когда ему, замерзавшему, посылали другую, и с этой поступал так же. Ибо всегда в сердце держал эти слова Спасителя: Давайте, и дастся вам (Лук. 6:38). Пожалел его почтенный приходской священник от Св. Иакова, господин Эвергард,.. и когда хотел дать ему какую одежду, чтобы тот мог дольше ею пользоваться, говорил: я вам эту одежду одолжу.

January 2026

S M T W T F S
    12 3
4 56 78910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 08:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios